Методические рекомендации (Психологические основы безопасного управления ТС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по организации образовательного процесса подготовки

 водителей транспортных средств категории «В»

(Психологические основы безопасного управления

 транспортным  средством)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2014г.

 

Введение.

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются.

 

Цель раздела – психологическая подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

 

Задачи раздела:

1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2 – обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

 

 

Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить  соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д. Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

 

Тема 1: Психологические основы деятельности водителя.

Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения. Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно  получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления. Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив - удовлетворение потребностей в мобильности.

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз - по обычной методике, второй - с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

 

Тема 2 - «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством».

На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды. Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

Тема  3 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения».

Желательно проводить в форме практических  тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному  стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно - за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6-8 часов.

Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.

В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка - сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.

Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел,  должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.

В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:

1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2004. – 48 с.

2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2007. – 66 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник Учреждения                                            подписано     А.Н.Навошин

 

 

«28» апреля 2014г.