Методические рекомендации (Основы управления ТС и безопасность движения)

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательного процесса подготовки водителей транспортных средств категории «В»

          (Раздел: Основы управления транспортным средством и безопасность движения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2014 год

Введение.

Для обеспечения безопасности вождения существуют правила дорожного движения. Но, к глубокому сожалению, далеко не все мы следуем требованиям этих правил. Последнее объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические механизмы), регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители, склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, не видят себя со стороны, считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Поэтому для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Подготовка водителя должна строится с учетом его психики по двум стратегиям. Первая - обучение водителя с сильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д.  Вторая стратегия заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

 

Тема 1. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.

Цель.  Безопасность планирования поездки

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

Воспринимаемая ситуация оценивается с целью ее сохранения или изменения. Для восприятия и оценки ситуации требуется различное время, которое зависит от сложности ситуации, профессионализма водителя, недостатка либо избытка информации. Начинается поиск информации путем сопоставления прошлого опыта с конкретной дорожной обстановкой.

Важный фактор на данном этапе СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ – предвидение изменений рабочей обстановки и выполнение действий, упреждающих возможность возникновения отказа. ОСНОВА – нормальное состояние сознания, воображение, память, мышление.

При обучении важно многократное объяснение алгоритма поведения в критических ситуациях, проигрывание различных ситуаций, многократное мысленное повторение действий, так чтобы информация перешла в личностное знания, на уровень автоматизма. Знание не есть опыт, но без знания опыта точно нет.

Следует объяснять, какие несоблюдения правил управления машиной к каким критическим ситуациям могут привести, что следует прогнозировать при несоблюдении скоростных режимов в работе, превышении скорости в различных погодных условиях, какие действия необходимо отрабатывать для избежания ДТП.

Тема 2. Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления ТС.

Цель.  Безопасность планирования поездки

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ – происходит путем опознания, оценки и сопоставления поступающей информации, что позволяет составить целостное представление о состоянии самоходной машины, ее положении по отношению к другим участникам движения, правильности выполнения рабочих операций. К числу наиболее важных психологических факторов управления транспортным средством относят особенности протекания психических процессов и состояний водителя, а также  длительность его сенсомоторной реакции (табл. 1).

 

Таблица 1 – Психофизиологические характеристики водителей

Характеристики водителей низкой надежности

Неуважение к нормам и правилам.

Стремление к свободе поведения.

Несдержанность, конфликтность.

Плохие способности к планированию, прогнозированию, самоконтролю.

Безразличие к общественному мнению, неуважение к окружающим, агрессивность.

Самоуверенность, беспечность, склонность к риску.

Плохая способность к установлению связей между событиями.

Низкая помехоустойчивость.

Факторы, определяющие способность водителя к профессиональной деятельности

Физическое развитие, выносливость, ловкость, координация движений.

Легкость формирования двигательных навыков.

Развитие органов чувств, особенно зрения и суставно-мышечного чувства.

Скорость и точность сенсомоторных реакций.

Быстрота и точность сенсомоторных реакций.

Быстрота и точность определения скорости движения.

Хорошее внимание (распределение, переключаемость, устойчивость).

Зрительная и оперативная память.

Настойчивость, решительность, смелость терпение.

Эмоциональная устойчивость, дисциплинированность

Инициативность, сообразительность.

Характеристики водителей высокой надежности

 

Сильная нервная система, способность выдерживать перегрузки.

Хорошая переключаемость внимания.

Высокая координация движений.

Эмоциональная устойчивость.

 

 

Сенсомоторная реакция – это двигательная реакция организма человека на сигнал, воспринимаемый органами чувств. Она включает в себя следующие основные элементы:

- обнаружение сигнала;

- узнавание сигнала;

- принятие решения;

- передача импульса к мышцам;

-движение органов тела и передача сигналов обратной информации;

- прекращение реагирования на сигнал.

Сенсомоторные реакции протекают по принципу рефлекса и включают в себя:

- начальное звено (превращения рецепторами внешних раздражений в нервные импульсы и передача их в мозг);

- центральное звено (процессы в мозгу, перерабатывающие полученную информацию в команды);

- двигательное звено;

- звено обратной информации.

Под простой сенсомоторной реакцией понимается ответ заранее заданным, простым движением на заранее известный сигнал, например, когда водитель нажимает на тормоз при красном сигнале светофора.

Если у водителя есть выбор действий, то тогда будет иметь место сложная сенсомоторная реакция. Именно такой вид реакции является преобладающим в работе водителя.

Время сенсомоторной реакции складывается из двух составляющих. Первый этап реагирования включает латентный (скрытый)  период. В это время происходит восприятие сигнала водителем, переработка информации и принятие решения. В латентный период импульсы передаются от двигательного центра к мозжечку и к мышцам. Мозжечок обеспечивает координацию движений. От момента начала движения до его завершения длится второй этап сенсомоторной реакции – так называемый моторный (двигательный) период.

Латентный период реакции в среднем составляет от 60 до 75% от общего времени реакции.

Латентный период простой реакции на звук составляет в среднем   0,14 с, на свет – 0,20 с. Общее время реакции торможения колеблется в пределах в пределах 0,4-1,0 с. В случае сложной сенсомоторной реакции длительность латентного периода может изменяться в очень широких пределах. Она увеличивается при внезапном появлении сигнала и при большом количестве вариантов.

Тема 3. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства.

Цель.  Безопасность планирования поездки

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

Ощущения – психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. 

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной.

Каждый анализатор состоит из трех отделов:

      Первый отдел – наружный, воспринимающий аппарат, в котором происходит превращение энергии воздействующего раздражителя в нервный импульс. Эти наружные анатомические образования и есть органы чувств (глаз, ухо и др.).

      Второй отдел – это чувствительные нервы, по которым воздействующее раздражение передается в соответствующий центр головного мозга.

     Третий отдел – центр,  который представляет собой специализированный участок коры головного мозга, превращающий нервные раздражения в соответствующее ощущение (зрительное, звуковое, вкусовое, тепловое и т. д.).

       Наибольшее значение в деятельности водителя имеют зрительный, слуховой, вестибулярный и мышечно-двигательный анализаторы.

       Зрительные ощущения являются наиболее значительными для функционирования человеческой психики. Через глаз в организм поступает около 85% всей информации.

       Слуховой анализатор позволяет водителю выделять из шумового фона звуковые сигналы, информирующие его об опасности, определять по характеру шума двигателя его неисправности, а по звуку, издаваемому шинами, можно косвенно судить о скорости движения.

      Вестибулярный анализатор  принимает участие в восприятии  движения и положения тела, периферической частью вестибулярного анализатора является преддверие и полукружные каналы, которые расположены также во внутреннем ухе. Значительное раздражение вестибулярного аппарата происходит при качке на море, болтанке в воздухе и при езде на транспортном средстве.

      Мышечно - двигательный анализатор имеет исключительно большое значение в деятельности водителя, осуществляет контроль за правильностью и точностью выполняемых движений. По своей значимости его можно поставить на второе место после зрительного анализатора, так как с помощью двигательного анализатора водитель мгновенно получает информацию о малейшем отклонении транспортного средства, а также о положении органов управления.

Свойства анализаторов:

  1. 1.      Иррадиация возбуждения, при которой возбуждение из центра анализатора распространяется на соседние участки коры головного мозга.
  2. 2.      Адаптация, т.е. приспособление анализаторов к раздражителям, выражается как в повышении чувствительности (темновая адаптация), так и в ее понижении (световая адаптация).
  3. 3.      Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия. Известно, что инерция зрения у нормального человека составляет 0,1-0,2 сек, поэтому интервал между подачей сигналов должен быть не меньше 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала у человека будет еще оставаться образ предыдущего.

 

Восприятие

 Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.  Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации. Оно включает не только ощущения, но и память, мышление и воображение. Восприятие зависит от прошлого опыта, интересов, направленности, индивидуальных психофизиологических особенностей человека.  Особенно большое значение для водителя имеет зрительное восприятие, с помощью которого он получает практически всю информацию.

      Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в темное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге. Оно зависит и от расположения солнца и тени. Так если солнце  низко над горизонтом, то дорога сильно блестит, что вызывает резкое сужение зрачков, и силуэты людей на дороге теряются, ухудшается видимость объектов, находящихся в тени.

      При управлении автомобилем необходимо не только воспринимать различные объекты, но и оценивать место их расположения, расстояние до них  и между ними, что обеспечивается пространственным восприятием, к которому относятся острота зрения, поле зрения и глубинное зрение. Поле зрения двумя глазами (бинокулярное) составляет 1200-1300 у мужчин и до 1800 у женщин и охватывает все пространство перед автомобилем. Глубинное зрение – это зрение, характеризующееся способностью различать относительную и абсолютную удаленность наблюдаемых предметов. Наиболее правильное восприятие пространства достигается знанием размеров предметов, часто встречающихся в работе.

       Для водителя также важен и динамический глазомер, в основе которого наряду с восприятием расстояния и времени лежит восприятие скорости и направления движения. Острота динамического зрения зависит от угловой скорости движения объекта восприятия, степени координации между шейными и глазными мышцами, а также от степени развития периферического зрения.

 

Свойства восприятия

  1. 1.         Целостность и структурность. Восприятие – это всегда целостный образ предмета. К тому же восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений структуру.

2. Константность – относительное постоянство восприятия образа. Благодаря константности  мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.

3. Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

4. Избирательность -  проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

5. Апперцепция – влияние прошлого опыта на содержание и полноту воспринятого. Поэтому при объяснении нового материала нужно опираться на прошлый опыт.

Характерной особенностью восприятия является наличие иллюзий. Это искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Причины иллюзий обсуждаются на уровне гипотез. Это и дефекты зрения, и влияние целостности, и жизненная практика и многие др. Так нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота – увеличенной, при определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым, скорость крупных объектов кажется меньше, а более мелких – больше.

Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера и причин, возникающих у них иллюзий, выработка прочных навыков управления и повышение уверенности в себе, изучение качеств внимания, правильное его распределение и устранение его недостатков.

 

внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте

По параметрам наличия цели и волевого усилия различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает:

 - во-первых, вследствие внешних причин (ориентировочный рефлекс): сила, новизна, неожиданность, необычность, подвижность раздражителя; - во-вторых, вследствие внутренних побуждений личности (интерес).

Непроизвольное внимание может оказывать положительное и отрицательное влияние на деятельность водителя. Звуковой сигнал другого транспортного средства, изменение шума двигателя или шума при трении колес о дорожное покрытие, включение указателя поворотов, изменение скорости или направления движения другим водителем, периодически вспыхивающий красный сигнал на железнодорожном переезде, правильно поставленный дорожный знак, четкая разметка непроизвольно привлекают внимание водителя, помогают ему ориентироваться в дорожной обстановке.

Вместе с тем ненужные водителю лозунги и плакаты на дороге непроизвольно отвлекают его внимание и могут стать причиной возникновения аварийных ситуаций.

Произвольное внимание возникает сознательно поставленной цели, оно требует определенных волевых усилий и утомляется через 20 ± 10 мин. Ему в работе водителя принадлежит основная роль, ибо без сознательного управления своим вниманием невозможно безошибочное управление машиной.

Внимание водителя может быть направлено не только на восприятие дорожной обстановки, но и на свои мысли, переживания, не связанные с управлением автомобилем.

Направление внимания:

Внешние – окружающая обстановка

Внутреннее – собственные мысли, переживания, ощущения

Поэтому, когда сознание человека целиком поглощено решением чрезвычайно важных для него жизненных проблем, садиться за руль не рекомендуется. Если этого избежать нельзя, то необходимо периодически напоминать самому себе, что надо быть внимательным. Контроль за направленностью своего внимания необходим и при движении в монотонной обстановке, когда интенсивность внимания значительно снижается. Необходимо возвращать внимание с внутреннего на внешнее усилием воли.

Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек  может работать далее, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в трудовой деятельности.

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность (концентрация), устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Концентрация внимания – это степень сосредоточенности сознания на объекте или деятельности.

Сохранять высокую интенсивность внимания в течение всего рабочего времени водитель не может – это утомляет его. Важно предвидеть изменение рабочей обстановки и уметь быстро повышать интенсивность внимания, если это необходимо.

Устойчивость – длительность (время) концентрации на объекте. Зависит от значимости дела, интереса, навыков, подготовленности водителя, индивидуальных особенностей организма.

При недостаточной устойчивости внимания следует вырабатывать способность отвлекаться от посторонних раздражителей и приучать себя продуктивно работать в любых условиях.

Объем внимания определяется количеством  объектов, на которые может одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации.

Объем внимания может быть увеличен в процессе тренировки. Это достигается объединением различных объектов в один объект или быстрым восприятием наиболее важных в данный момент объектов.

Распределение внимания – возможность одновременного выполнения индивидом  двух или более видов деятельности. Распределение внимания зависит от его объема. Эти качества взаимосвязаны. Успешное выполнение нескольких действий одновременно возможно только тогда, когда одно из них выполняется на уровне автоматизма, тогда оно контролируется сознанием, а другое находится в зоне ясного сознания.

Например, при обучении курсант не может, трогаясь на подъеме, распределить внимание между тремя действиями: отпустить ручной тормоз, отпустить педаль сцепления, увеличить подачу газа. И тем более не слышит, что ему говорит инструктор. Выход формирование алгоритма действий доведенных до автоматизма.

Переключаемость – перемещение внимания с одного объекта на другой вследствие новой задачи.

Водителям с замедленным переключением внимания требуется особенно упорная и продолжительная тренировка для своевременного и точного выполнения необходимых управляющих действий в сложных дорожных условиях.

Основной путь формирования внимания – приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях.

Развитию устойчивого внимания способствует развитие волевых качеств личности. Поэтому следует приучать себя даже в мелочах быть хозяином своего слова и действия, дисциплинировать себя.

Для снижения невнимательности необходима организация внимания – умение пользоваться качествами внимания в каждом конкретном случае, в определенном их соотношении и последовательнсоти. Педагог должен сформировать знание объектов, на которых курсанту необходимо сосредоточиться, отчетливое представление о последовательности восприятия объектов в конкретной обстановке. Должна быть выработана система распределения и переключения внимания на те объекты, которые в данный момент являются для водителя наиболее важными.

 

Тема 4. 5 Техника управления транспортным средством.

Цель.  Обучение основам техники управления ТС.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

Профессиональное мастерство водителя — эта такая подготовленность водителя, которая позволяет легко и безошибочно управлять транспортным средством и при необходимости максимально использовать его технические возможности, а также умение водителя быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных и рабочих ситуациях и предвидеть (прогнозировать) ее возможные изменения.

В профессиональной подготовке, обеспечивающей надежность водителей, выделяют два направления:

а) формирование навыков вождения (сенсорные, умственные и моторные навыки);

б) психологическая подготовка (выработка эмоциональной устойчивости, самообладания, идеомоторная тренировка).

Объективным выражением подготовленности водителей является степень автоматизации навыков при управлении транспортным средством в различных условиях, их широта, прочность и динамичность. Опытный водитель работает только теми группами мышц, которые необходимы для выполнения данного действия. Поза его свободна, движения точны, уверены, экономны. Отдельные управляющие действия объединены в один двигательный акт, что позволяет быстро и своевременно выполнять сложные маневры. В неожиданных аварийных ситуациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке.

Навык — это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнить отдельные действия без специально направленного внимания, но под контролем сознания. Сущность этого контроля заключается в следующем. Опытному водителю не нужно думать и сознательно контролировать все свои рабочие движения при управлении машиной, они выполняются как бы сами собой. Однако если водитель допустит ошибку или действия его не будут соответствовать изменившейся обстановке, благодаря контролю сознания он своевременно заметит и исправит ошибку или неточные действия.

Навыки составляют элементы сложной сознательной деятельности. Навыки как действия на уровне автоматизма нельзя совершенно отделять от действий, производимых сознательно. Каждый навык в процессе деятельности может перейти в сознательное действие, а многие действия в процессе деятельности могут стать навыками. Так, при внезапном появлении на дороге препятствия водитель автоматически нажимает на педаль тормоза, а затем уже сознательно выполняет все другие необходимые действия, чтобы избежать наезда.

При частом повторении подобных ситуаций некоторые из этих действий могут быть отработаны до автоматизма. При выработке навыков доводится до автоматизма не сама деятельность в целом, а лишь отдельные ее компоненты. Управление транспортным средством всегда остается сознательной деятельностью. Доводятся до автоматизма лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, т. е. способы ее выполнения.

В подготовке водителя центральное место занимает формирование профессиональных навыков, т.е. действий по управлению машиной, доведенных до высокой степени автоматизма. Для выработки таких навыков требуется время (неодинаковое для разных людей).

В деятельности водителя можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные.

Сенсорные навыки — это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Они позволяют быстро и точно оценивать расстояния от своего автомобиля до других объектов на дороге и лежат в основе динамического глазомера. Сенсорные навыки играют важную роль при оценке скорости движения, контроле за работой двигателя на слух, быстром восприятии малейших отклонений машины от направления движения и при оценке сцепления шин с дорогой.

Наибольшее значение для восприятия и формирования сенсорных навыков имеет зрительный анализатор, так как более 90 % всей необходимой информации водитель получает посредством зрения. Однако в формировании сенсорных навыков принимают участие слух, вестибулярный аппарат, мышечные, или тактильные, ощущения. Часто информацию, поступающую из окружающей среды водитель получает одновременно по нескольким каналам. Роль каждого из них может быть различной, что обусловлено спецификой того или иного раздражителя, различным порогом чувствительности анализаторов, а также особенностями дорожной обстановки, например занос задней оси машины водитель чувствует при помощи вестибулярного аппарата, мышечных ощущений и зрения (зрение в данном случае играет лишь вспомогательную роль).

Мыслительные, или умственные, навыки, которые определяют быстроту оценки рабочей обстановки, необходимую для своевременного принятия соответствующих решений, имеют особенно большое значение в деятельности водителя. Они позволяют без дополнительного обдумывания применять имеющиеся навыки и опыт для выполнения сложных  маневров.

Велико значение умственных навыков в прогнозирований дорожной и рабочей обстановки. В процессе своей деятельности водитель непрерывно сталкивается с повторением некоторых ситуаций, процесс развития которых более или менее изучен им на базе предыдущего опыта, в процессе подготовки. Эти ситуации стали для водителя как бы стандартными, он уже знает, что произойдет дальше, без дополнительного (углубленного) анализа обстановки. Чем шире спектр таких навыков у водителя, тем большую безопасность он способен обеспечить.

Правильное и, что очень важно, своевременное решение будет зависеть, с одной стороны, от его умения логически мыслить, а с другой — от знания основ безопасности движения и управления самоходной машиной во время выполнения рабочих операций, а также от умения применять эти знания на практике.

Двигательные навыки являются важными в деятельности водителя. Процесс формирования этих навыков изучен больше. Именно двигательные навыки, доведенные до уровня автоматизма действий, позволяют водителю выполнять огромный объем работы. Чем больше скорость, тем меньше времени остается на выполнение каждого действия. Успешно выполнить сознательно такое количество действий практически невозможно. Необходимо довести навыки до уровня автоматизма действий, физиологической основой которых является динамический стереотип. В результате многократного повторения последовательно и закономерно сменяющих друг друга действий нервные процессы приобретают стереотипный характер, т. е. складываются в определенную систему, которая называется динамическим стереотипом.

Динамический стереотип лежит в основе формирования двигательных водительских навыков. Он обеспечивает не только своевременность управляющих действий водителя, но и их адекватность, соответствие быстро меняющейся рабочей обстановке. В этом и выражается динамичность навыков, доведенных до автоматизма действий. Важнейшей задачей при формировании таких навыков является объединение отдельных управляющих действий в целостный двигательный акт, подчиненный общей задаче.

 

Тема 6. Действия водителя при управлении транспортным средством.

Цель.  Обучение основам техники управления ТС.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления транспортным средством, развивается умение выбирать способы действий с учетом изменяющихся условий движения, возникает уверенное ориентирование в сложной обстановке, т.е. все, что называют мастерством вождения, к чему водитель подготавливается содержанием и направлением всего учебно-воспитательного процесса.

Мастерство предполагает умение сознательно и своевременно пользоваться действиями, доведен­ными до автоматизма, и, если нужно, сознательно контролировать их. Именно шаблонные действия водителей в некоторых случаях могут быть причинами тяжелых ДТП.

Навыки формируются в процессе упражнения — повторного выполнения действий или деятельности с целью усовершенствования способа ее выполнения. Однако не всякое повторение действий может быть названо упражнением. Человек с плохим почерком пишет всю жизнь, но его почерк не становится лучше. Продуктивность навыка зависит от объективных и субъективных факторов (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

Причины, влияющие на продуктивность навыка

 

Объективные

 

Субъективные

 

Физиологические

 

Психологические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

Рис. 4. Классификация причин, влияющих на продуктивность навыка

 

Для того чтобы повторные действия стали упражнением, вырабатывающим навык, необходимо соблюдение ряда условий.

Первое условие — обучаемый должен уяснить цель и значение выработанного навыка и активно стремиться овладеть им. Активность, настойчивость и трудолюбие обучаемых имеют большое значение для скорости формирования автоматизма навыков управления автомобилем в различных дорожных условиях.

Второе условие •— обучаемый должен знать результат каждого действия, допущенные при этом недостатки и ошибки. При повторении этого действия его усилия должны быть направлены на устранение ошибок. Отсутствие информации о результатах выполненных действий значительно затрудняет формирование двигательных навыков. Если обучаемый не получает информацию о результатах выполненных им в процессе тренировки действий, то процесс формирования навыков резко замедляется. Поэтому задачей мастера производственного обучения является предельная внимательность, умение своевременно подсказать обучаемому его ошибки, недостатки и пути их устранения после выполнения каждого упражнения. Необходимо также стимулировать активность обучаемых в анализе своих действий для того, чтобы они исходя из оценок инструктора сами научились правильно оценивать уровень своей подготовленности. Умение видеть свои достижения и недостатки и активно преодолевать их — важнейшее условие успешного обучения будущих водителей и совершенствования их водительского мастерства.

Третье условие – предъявляемые обучаемому требования соответствуют его психофизиологическим и физическим возможностям. Если у обучаемого слабый тип нервной системы, то он не в состоянии выполнять длительные тренировки, такой курсант быстрее утомляется, начинает нервничать, совершать ошибки, у него падает интерес к занятиям. Подготовка водителей должна строится с учетом его психики по двум стратегиям. Первая - обучение водителя с сильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д.  Вторая стратегия заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Четвертое условие – оптимальное распределения упражнений по времени, т. е. планирование тренировок. Здесь не должно быть шаблона. Нередко мастер-инструктор не знает индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых, между ними отсутствует взаимопонимание. Это затрудняет обучение и снижает уровень подготовки. При обучении практическому вождению в пределах отведенного учебного времени следует особое внимание уделять тем вопросам, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения, а также самым трудным  для данного обучаемого элементам вождения. При формировании сложного навыка возможна временная задержка в его развитии. Причинами этого могут быть утомление, понижение интереса к упражнению, снижение активности обучаемого и ослабление внимания.

Установлена определенная зависимость формирования навыка от времени упражнений (рис. 5).

 

Рис. 5. Кривая зависимости  формирования сенсомоторного навыка от времени упражнений

 

Наиболее успешно навыки развиваются в начале обучения. В этот период кривая формирования навыка круто идет вверх. Далее подъем замедляется, становится на длительное время незначительным и даже приостанавливается, что на кривой отражается в виде плато — отрезка, идущего почти горизонтально. Причиной такой задержки нередко бывает несоответствие усвоенных приемов высоким требованиям, которые предъявляются по мере формирования навыка, а также использование обучаемыми новых приемов выполнения упражнения. Затем, когда обучаемый справится с возникшими затруднениями, опять начинается медленный подъем.

 

Тема 7. Действия водителя в нештатных ситуациях.

Цель.  Обучение психологической устойчивости.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

Для правильного понимания действий и поступков водителя в трудных дорожных ситуациях необходимо не только изучить его отдельные психические качества (внимание, восприятие, мышление, эмоциональную устойчивость, скорость реакции и т.д.), но и знать психофизиологические свойства, характеризующие его как личность.

Личность – это совокупность индивидуально выраженных врожденных и приобретенных психических и морально-нравственных и физических свойств человека.

Личность всегда познается в деятельности человека. Поведение в семье, на отдыхе, отношение к людям, себе, своей работе, взгляды, убеждения, мировоззрение в значительной степени определяют и поведение человека за рулем автомобиля.

Наиболее существенными и постоянными чертами личности являются: направленность, способности, характер и темперамент.

Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания психических процессов в коре головного мозга. Различают четыре темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Материальной основой  темперамента по И. П. Павлову является соотношение силы, уравновешенности и подвижности возбудительного и тормозного процессов в нервных клетках коры головного мозга.

Темперамент в значительной степени определяет выносливость и работоспособность водителя, его эмоциональную устойчивость, скорость реакций и скорость переключения внимания, сообразительность в сложной обстановке, которые имеют важное значение для надежности водителя и безопасности дорожного движения.

Холерик характеризуется сильной, подвижной, неуравновешенной нервной системой. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. Он порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

Для холерика при управлении машиной характерна  резкость, торопливость, а, следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превышает скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя эмоциональность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надежность.

При управлении автомобилем  необходим самоконтроль, который выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. Потенциально – менее опасный водитель. Частота встречаемости – 8-10%, примерно одинаковая во всех возрастных группах.

Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием,  выражающимся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решения, легко входит в контакт с людьми, у него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник – наиболее оптимальный тип для работы водителем, особенно в условиях городов и на оживленных магистралях.

Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Это человек медлительный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматического темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, монотонной работе, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероятным его засыпание за рулем. В условиях быстроменяющейся дорожной обстановки он затрудняется в ее своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упорство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретением опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно управлять машиной.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными и инертными. Чувства и настроения его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и даже не пытается их преодолеть. Меланхолик склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой-либо вариант из ряда возможных.  При управлении транспортным средством дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным действиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточно надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном дорожном движении, когда часто и неожиданно возникает опасные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых решений и действий, его надежность резко  снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление. Поэтому меланхолик наименее пригоден для водительской деятельности.

Каждый темперамент имеет положительные и отрицательные стороны. Как правило, следует говорить о преобладании того или иного  темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.     

Характер –  это система устойчивых черт личности, которые проявляются в деятельности и общении и обуславливают типичные способы поведения. 

Физиологическая основа характера – темперамент. Характер формируется в течение жизни в процессе воспитания и самовоспитания.

В структуре характера исследователи выделяют следующие группы черт:

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а также система отношений к окружающей действительности.

Ко второй группе относятся волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

Характер человека многогранен, он представляет собой не простую сумму отдельных психических черт, а совокупность самых различных их сочетаний, причем некоторые из них являются ведущими. Зная ведущие и наиболее устойчивые черты характера водителя, его моральные и нравственные качества можно с большой долей вероятности прогнозировать его действия в различных дорожных и рабочих ситуациях ситуациях.   Установлено, что водители, часто попадающие в ДТП и нарушающие Правила дорожного движения, более агрессивны, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к необоснованному риску. Поведение человека, его действия и поступки являются интегральным выражением всех его психофизиологических и личностных качеств.

Водители, работающие без аварий, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами.

 

 

Тема 8. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.

Цель.  Обучение психологической устойчивости.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

Новые навыки формируются на основании старых, ранее выработанных, причем старые навыки могут облегчать процесс формирования новых или тормозить его. Влияние ранее усвоенных навыков называется переносом. Перенос может быть положительным или отрицательным.

Положительный перенос навыков может быть при наличии тождественных элементов у двух или нескольких навыков.

Отрицательный перенос навыков (интерференция) — это затруднение формирования новых навыков из-за наличия старых. Пример отрицательного переноса навыков — резкое увеличение ДТП в Швеции при переходе на правостороннее движение.

При переводе водителя на транспортное средство другого типа или марки необходимо учитывать конструктивные особенности кабины и органов управления, а также динамические характеристики новой машины. Отрицательный перенос навыков при управлении, особенно в первые дни, может резко отразиться на качестве управления и надежности водителя.

Если водитель этого не знает, он недостаточно контролирует свои действия, в результате, чего допускает грубые ошибки. Если он об этом и знает, то в условиях дефицита времени происходит срабатывание так называемого вредного автоматизма. Водитель автоматически выполняет управляющие действия в соответствии с расположением кнопок, рычагов, тумблеров и т.д. на старом и привычном для него транспортном средстве без учета изменений в их расположении на новом.

Примерами вредного переноса сенсорного навыка могут быть ошибки, возникающие у водителей вследствие нарушения глазомера, при переходе с легкового автомобиля на грузовой, трактор, комбайн, и наоборот. Причиной нарушения глазомера в таких случаях является изменение расстояния от глаз водителя до дорожного покрытия.

Чтобы избежать ошибок, связанных с отрицательным переносом навыков, необходимо детально знакомить водителей со всеми особенностями и различиями между старым и новым для него транспортным средством, а также выделить время для переучивания и приобретения новых навыков. Переучивание должно проводиться под контролем мастера-инструктора или опытного водителя-наставника.

Навыкам свойственна изменчивость. Если тренировка прекращается, то навыки разрушаются, деавтоматизируются. Разрушение навыка не означает полной утраты человеком возможности выполнять выработанные ранее и доведенные до автоматизма действия, но качество их выполнения в той или иной степени снижается. Разрушение особенно сказывается на сложных и плохо закрепленных навыках. Больше всего нарушается время выполнения управляющих действий. После перерыва в тренировках водитель выполняет действия то быстрее, то медленнее по сравнению с требуемой продолжительностью. Между тем, именно своевременность действий водителя нередко имеет решающее значение для безопасности управления и эффективности работы.

Для поддержания необходимого уровня выработанных в процессе обучения навыков и их дальнейшего совершенствования необходима регулярная тренировка. Следует отметить, что процесса разрушения навыков водители не замечают. Это является одной из причин более частого попадания в ДТП водителей-любителей, у которых уровень выработанных навыков управления автомобилем из-за нерегулярности тренировок нередко оказывается сниженным. У водителей-профессионалов снижение качества выработанных навыков может произойти лишь при длительных перерывах в работе (болезнь, временная смена профессии, лишение права на управление и т.д.).

 

 

Тема 9. Этические основы деятельности водителя.

Цель.  Обучение психологической устойчивости.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

 

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. При управлении транспортным средством в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки.

Управление автомобилем требует значительной нервной перегрузки и усилий, которые провоцируют утомление различной степени – от легкой усталости до сильного переутомления. Усталость усиливается в результате недостаточного отдыха перед работой, плохого освещения, неблагоприятных условий, шума и вибрации в кабине, употребления лекарств и т. д.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. В работе водителя элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной  нагрузкой, протекающей на фоне выраженного  эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления.

Характерным и особенно опасным симптомом утомления является сонливость, иногда приводящая к засыпанию за рулем. Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно. Внезапное засыпание иногда приводит к тому, что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя, управление машиной при выполнении длительных сельскохозяйственных операций в поле, вызывают заторможенное состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным опьянением.

Для предупреждения такого состояния рекомендуется негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки, рекомендуется также проветривать кабину и не допускать повышения температуры, в течение 2 - 3 мин включать в работу неработающие мышцы, изменять рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую, бодрую музыку. Если указанные рекомендации по борьбе с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения.

Важно учитывать и уровень работоспособности, который изменяется в течение недели. Стадия врабатывания, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, приходится на понедельник, стадия высокой работоспособности – на вторник, среду, четверг, а стадия сниженной работоспособности – на пятницу и субботу.

Культура поведения водителя в условиях возможной усталости заключается в выборе такого режима работы, который бы соответствовал индивидуальным особенностям организма. Лучше всего взять за правило: полноценно отдыхать (не менее 8 часов сна), а в ходе работы – отдыхать 5 минут после одного часа езды и по 15 минут – после второго и каждого последующего часа.

 

 

Тема 10. Эмоциональное состояние и профилактика конфликтов.

Цель.  Обучение психологической устойчивости.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

В России  - 32 миллиона автомобилей. На улицы  и магистрали ежедневно выезжают около трех млн. автомобилей. Это наиболее активная, работоспособная и репродуктивная часть населения. К  сожалению, дефицит культуры поведения, элементарного взаимоуважения в нашем обществе непосредственно сказывается на поведении российских водителей, которые, в отличие от западных автовладельцев, проявляют хамство и грубость по отношению к другим участникам дорожного движения.

Достижение порядка и взаимопонимания на дорогах немыслимо без взаимной деликатности сторон, без высокой водительской культуры в целом. Поэтому глубокое и тонкое знание норм и правил поведения и этикета за рулем жизненно необходимо современному водителю, считающего себя цивилизованным человеком.

Под  культурой поведения понимается реальный уровень взаимоотношения и общения людей в обществе с отрицательными и положительными проявлениями и аспектами. Культура поведения напрямую зависит от уровня  цивилизации этого общества.

Этика – одна из форм идеологии – учение о морали, ее развитии, принципах и роли в обществе.

Этикет – это образец, идеал того, как принято вести в данном обществе в той или иной ситуации. Этикет включает формы обращений и приветствий, правила учтивости, манеры поведения и форму одежды. Этикет предполагает такие качества, как вежливость, корректность, учтивость, деликатность. Знание правил этикета освобождают человека от необходимости каждый раз размышлять над тем, как себя вести, позволяют сохранять свое достоинство, имидж и уверенное поведение в любой ситуации.

Автоэтикет – совокупность правил цивилизованного поведения водителей на дорогах. Автоэтикет воплощает в себе такие нормы и порядок взаимоотношений на дорогах, какие соответствуют уровню цивилизованнного общества. Знание и соблюдение правил автоэтикета значительно упрощает взаимоотношения водителей на дорогах, позволяет избегать конфликтов, недоразумений и в целом облегчает вождение автомобиля.

Мораль и нравственность – совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры.

Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. Вежливость включает: доброжелательность, ненавязчивую внимательность к другому, готовность оказать поддержку каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, скромность, тактичность.

Деликатность – вежливость, мягкость в обращении.

Скромность – сдержанность в оценке своих достоинств и заслуг, не хвастливость. Умеренность и простота в поведении.

Такт – чувство меры, позволяющее вести себя прилично.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть и скромность – родные сестры.

Благородство – это способность человека сострадать, сочувствовать, сопереживать, содействовать. Благородство – признак духовной зрелости личности.

Галантность – способность вести себя предупредительно, угадывать желания и намерения окружающих и с пониманием их поддерживать.

Воспитанность – это уважение к человеческой личности, мягкость, вежливость, уступчивость. Воспитанные люди никогда не оскорбляют ложью, не рисуются, держат себя одинаково скромно и дома, и на людях.

 

Тема 11, 12, 13.

Цель.  Обучение психологической устойчивости при управлении ТС.

Пособия: плакаты, стенды.

Содержание.

Приобретенная автомашина, какой бы марки и какого бы возраста она ни была, приобретает у своего культурного хозяина по возможности безупречный вид. Автомобили похожи на своих хозяев. Следует отметить, что неряшливый вид автомобиля часто создается слякотной погодой и грязной дорогой, то уж чистота и порядок в салоне зависят только от чистоплотности и трудолюбия самого владельца. Ведь в прокуренной и запыленной машине он часто сам проводит немало времени и заставляет дышать всем этим близких ему людей.

Не ездите на неисправной машине. Не откладывайте ремонт на последующее время. Нет ничего более постоянного, чем временное. Мелкие поломки накапливаются и приводят к крупным ремонтам.  А лучше упреждать возможные неисправности путем периодической диагностики, на которую не нужно жалеть времени и денег. В первую очередь целесообразно проверять тормозную и рулевую системы.

Считается некультурным и даже небезопасным делом загораживать лобовое и заднее стекла наклейками, игрушками и прочими висюльками. Из-за них вы можете попасть в неприятность, В машине не должно быть ничего лишнего. Ухоженный внешне и изнутри, укомплектованный и исправный автомобиль вызывает только уважение к его владельцу.

Одежда водителя должна быть чистой и удобной. Длинные шубы, пальто и плащи «до пят» не годятся для езды за рулем, так как могут быть защемлены между грязным порогом и нижним кантом двери. Женщинам со шпильками хорошо бы иметь в машине сменную обувь с толстым и невысоким каблуком.

В целом, можно сказать, что одежда, конечно, не самое главное в вождении автомобиля.  Однако, воспитанный человек, привыкший хорошо одеваться в повседневной жизни, и в собственном автомобиле будет выглядеть прилично.   

 

КУЛЬТУРА АВТОВОЖДЕНИЯ

Культура выезда

Первая опасность, которая подстерегает малоопытного водителя – это выезд на улицу и дорогу. Вначале убедитесь, что перед поездкой вы находитесь в состоянии душевного равновесия.  Воспринимайте все окружающее легко и радостно, и тогда вы сами получите большое удовольствие от езды и другим понравитесь.

Правила хорошего тона при выезде на улицу или дорогу требуют:

-       оценить обстановку слева и справа;

-       заблаговременно подать сигнал поворота, чтобы предупредить других водителей о вашем намерении выехать на дорогу;

-       дождаться безопасного интервала в транспортном потоке и медленно въезжать на дорогу, не создавая помех для движущего транспорта;

-       выехать на дорогу и быстро набрать среднюю скорость транспортного потока, при этом не забыть выключить сигнал поворота.

Главное правило этикета в данном случае – не помешать движению транспортного потока и не создать аварийной ситуации.

В любом случае, выезжая на улицу или дорогу, надо быть предельно осторожным, внимательно контролировать дорожную обстановку впереди, по бокам и сзади своей машины.

 

Культура движения в транспортном потоке

В  плотном транспортном потоке особенно четко проявляется уровень воспитанности и культуры водителей. На дороге человек управляет автомобилем так же, как ведет себя в жизни. Более того, многие черты характера за рулем проявляются острее, чем в обычной жизни. Правила этикета, принятые в цивилизованных странах, обязывают вести себя на дороге спокойно, уравновешенно, то есть так, чтобы не ущемить интересы других водителей.

Поведение человека за рулем должно быть всем понятно, выразительно и предсказуемо. Нужно приучить себя всегда, даже на дороге, где мало машин, включать указатели поворотов.  Нарушение этого правила возмущает дисциплинированных водителей, И наоборот, четкое обозначение любого маневра воспринимается положительно и дисциплинирует нерадивых автолюбителей.

Ответственный водитель предельно внимателен. Он не отвлекается от дороги. Следит за скоростью и маневрами других водителей, выделяет из них представляющих опасность: по резкому изменению скорости и рядности, по пренебрежению указателями поворота, по невнимательности к другим участникам дорожного движения.

Внимательный шофер придерживается общей скорости потока, либо скорости соответствующей его психофизиологическим возможностям.

Постоянно с помощью зеркал контролирует обстановку вокруг машины. К сожалению, никакие зеркала не позволяют полностью просматривать «слепые зоны». Поэтому в российских условиях при маневрировании приходится и даже рекомендуется поворачивать голову, чтобы обнаружить оказавшийся в «слепой зоне» автомобиль.

Добросовестный автовладелец соблюдает рядность, не перескакивает без причины из ряда в ряд. А если перестраивается, то делает это плавно, заранее включая сигналы поворота.       

Корректный человек за рулем не блокирует крайние положения, не въезжает на перекресток, уже заблокированный бесшабашными водителями.

Культурный водитель не совершает обгоны с выездом на встречную полосу, не ездит по тротуарам и газонам. Резко не тормозит.

Уравновешенный автолюбитель действует по принципу «дай дорогу дураку» и пропускает всех нарушителей скоростного режима.

Воспитанный и ответственный водитель никогда не будет гнать по улице густонаселенного района, где в любой момент может возникнуть опасность наезда на человека.

Держитесь подальше  от автомобилей с военными (черными) номерными знаками, за рулем этих авто сидят, как правило, малоопытные в вождении солдаты, которые практически не несут никакой ответственности за совершаемые ими аварии, опасны также  «Газели», водители которых не всегда имеют опыт управления грузовиками.

В спорных случаях правила хорошего тона рекомендуют руководствоваться именно здравым смыслом. При разъездах на равносторонних перекрестках западные водители смотрят в лицо друг другу. Визуальный контакт, знаки ладонью у лобового стекла и доброжелательная улыбка помогают взаимопониманию.

В условиях недостаточной видимости предусмотрительный водитель включает ближний свет, а не подфарники – машина будет более заметна и безопасна.

Если вы в чем-то допустили явную ошибку – не бойтесь, что вас засмеют. Если нужно – снизьте скорость, включите «мигалку» или совсем остановитесь. Лучше перетерпеть насмешки глупцов, чем попасть в аварию.

Галантные мужчины во всех случаях ведут себя корректно и предупредительно, угадывают намерения других водителей, особенно женщин, и с пониманием их поддерживают.

Есть несколько причин особого отношения к женщине за рулем. 

Во-первых, менталитет общества. У нас негативно воспринимают женщину, которая не отвечает нормам, глубоко сидящим в подсознании. Стандартная роль – у колыбели, у плиты, но не за рулем.

Во-вторых, психика мужчины устроена так, что он заранее просчитывает ситуацию и представляет себе, например, расположение машин после того, как он перестроится. А у женщины восприятие поэтапное, то есть она «сканирует» только текущую ситуацию, поэтому все делает медленнее. И это раздражает.

В-третьих, перенаселенность мегаполисов заставляет воспринимать другого человека не как человека (и тем более не как женщину!), а как помеху.

А вообще, именно женщины подают пример высококультурного вождения. Статистика ГИБДД свидетельствует, что лишь 20% аварий на дорогах происходит от невнимательности и непрофессионализма, остальные же 80% - от недисциплинированности. А по единодушному мнению психологов, женщина намного дисциплинированней  мужчины.    Единственное преимущество мужчины-водителя перед женщиной-водителем: в критических ситуациях  мужчина, как правило, сохраняет хладнокровие, а женщина – нет. Но у женщины меньше шансов попасть в критическую ситуацию. 

В любом случае стоит поразмышлять над кодексом поведения, который соответствует формуле:

                     Д   х    У   +   ЗПДД     =     КП, где

                Д  - доброжелательность;

                У – уважение к другим участникам  дорожного движения;

                 ЗПДД – знание Правил дорожного движения;

                  КП – культура поведения.

На дороге  берегите свою и чужие жизни. Соблюдайте правила и законы дороги, будьте честны к себе и к другим участникам дорожного движения. Такая позиция по отношению к себе и другим даст вам душевное равновесие – основу психического и физического здоровья.

                                   КУЛЬТУРА      СКОРОСТИ

Скорость передвижения человека благодаря техническому прогрессу непрерывно растет, являясь одной из наиболее частых причин ДТП.

Многие думают, что водитель, который превышает скорость и при малейшей возможности совершает обгон, получает большой выигрыш во времени и является водителем высокого класса. Однако проведенными исследованиями установлено, что если скорость транспортного потока составляет 60 км/час, а водитель увеличивает скорость движения на отдельных участках до 100 км/час, то на каждые 10 км он выигрывает во времени в лучшем случае не более трех минут. Кроме того, при неравномерном движении значительно увеличивается расход топлива.

При скорости свыше 100 км/час возрастает объем невоспринятой и не переработанной информации. Остаются не замеченными многие указатели, знаки, выбоины на дороге, сужения и т.д.

Для наглядности давайте убедимся в прямой зависимости тормозного пути и силы удара автомобиля от повышения скорости:

Скорость км/час

   Тормозной путь

          М/сек

     Сила удара

    Кг/м за 0,1 сек

               60

              16,66

              1450

               80

               100

               120

               140

               150

              22,22

              27,77

              35,55

              45,00

              60,00

              2420

              3920

              5780

              7605

              8820

 

Как видите, после скорости 100 км/час тормозной путь и сила удара непропорционально увеличиваются. При столкновении встречных машин эти показатели удваиваются.

С увеличением скорости затрудняется пространственное восприятие, так как сужается поле зрения. При скорости 50 км/час поле зрения сужается до 105*; при 150 км/час – до 7*. Сужение поля зрения ограничивает возможность водителя своевременно увидеть пешеходов и другие объекты на дороге, что увеличивает опасность наездов и столкновений.

Большая скорость иногда вызывает состояние, которое называют «опьянением скоростью». Возникает чувство азарта, эмоционального возбуждения, приятные переживания. При этом водитель некритически относится к своему состоянию, переоценивает свои возможности, недооценивает сложности дорожной обстановки, в результате чего идет на рискованные маневры и действия, что может привести к нежелательным последствиям.

В транспортном потоке опасна и езда на низких скоростях.

Следует отметить, что во многих странах самые крупные штрафы взыскиваются за четыре наиболее серьезные нарушения: управление автомобилем в нетрезвом виде, превышение скорости, проезд на знак «Проезд без остановки запрещен» и обгон в запрещенном месте.

В Швейцарии превышение скорости в городе на 11  км час наказывается штрафом в 150 долларов.

В Бельгии  за превышение скорости на 24 км час штрафуют сразу на 320 долларов, а за отказ платить – машину отправляют на штрафстоянку. Не сможете выкупить свое авто в течение 94-х часов – автомобиль будет продан.

 В Англии превышение скорости на более чем на 40 км в час наказывается штрафом в 70 долларов, свыше 40 км в час – привлекают к суду и штрафу до 1700 долларов.

Во Франции по новому закону водитель, повторно превысивший скорость более чем на 50 км в час, рискует на три месяца оказаться за решеткой и заплатить штраф в 25 тысяч франков.

В России за превышение скорости на 20-40 км в час грозят штрафом в размере одного минимального оклада. Смешная сумма!

Правила хорошего тона подсказывают: поспешайте, но ПДД не нарушайте.

По возможности старайтесь не превышать разрешенную скорость. Категорически запретите себе выезд на встречную полосу, тогда будет меньше поводов для создания опасных ситуаций на дорогах.

С другой стороны, не обижайтесь на тех, кто ездит быстрее вас. Уступите им крайний левый ряд. Так делают все цивилизованные водители в мире.

 

                             КУЛЬТУРА    ПОВЕДЕНИЯ  В   АВАРИИ

         В жизни не так часто встречаются водители со стажем, которые никогда не попадали в аварии. По вине водителей в нашей стране совершается 75% аварий. В последнее время к обычным хорошо известным и описанным в специальной литературе причинам аварий (недисциплинированность, нарушения ПДД, пьянство, превышение скорости, стресс, бравада) добавилось отвлечение внимания во время управления автомобилем на разговоры по мобильному телефону (каждый пятый), настройку магнитолы и громкую музыку (каждый второй), а также на прием пищи и даже чтение за рулем (каждый третий).

Тишина или тихая музыка, спокойствие и энергетический уют в салоне машины создают водителю обстановку душевного равновесия, которая уменьшает риск попадания в аварию.

В любом случае, здравомыслящие водители воспринимают ДТП как житейскую неприятность и не осложняют последствия аварии неправильным и глупым поведением.

      После аварии не паникуйте, возьмите себя в руки, что позволит вам дать правильную оценку происшедшего.

      Самое главное, не вступайте в конфликт со вторым участником аварии, даже если он явно виноват. Будьте осторожны в выражениях, невозмутимы и сдержанны.

      С другой стороны, не спешите сразу разойтись со вторым участником аварии «полюбовно», не оформив аварию. Потом ничего не докажите. До приезда ГИБДД запишите фамилии и телефоны свидетелей, составьте схему происшествия с подписями свидетелей.

      Не унижайтесь перед сотрудником ГИБДД. Ведите себя достойно.  Не оставляйте инспектора наедине с другим водителем – участником ДТП. Присутствуйте во время всех замечаний и осмотров места ДТП вместе с инспектором. Если инспектор отказывается вносить что-то в протокол – впишите это сами и не забудьте добавить фамилии свидетелей.

      Если виноваты вы – сразу признайте свою вину.

      Не доверяйте никому и ничему – джентльменские соглашения невозможны с непорядочными людьми. Таких людей, к сожалению, много.

В любом случае соблюдайте правила хорошего тона: сохраняйте собственное достоинство, благородство, вежливость, и ни на кого не обижайтесь. Обиды портят нервы и сокращают жизнь.

 

 

                                   КУЛЬТУРА    ОБЩЕНИЯ   С   ГИБДД

       Нигде в мире нет такого количества постов и сотрудников дорожно-патрульной службы как в России. В то же время единицы стран могут похвастаться таким неорганизованным и нецивилизованным движением на улицах и дорогах.

      Создается впечатление, что в России идет многолетняя, скрытая, непримиримая морально-психологическая война между тридцатимиллионной армией водителей и многотысячным корпусом сотрудников ГИБДД.

     Как же все-таки лучше вести себя при встречах с сотрудниками ГИБДД на дорогах?

     Правила хорошего тона и этикет рекомендуют: Культурно. Вежливо. Спокойно. Солидно. С достоинством. На равных. Без эмоций. С обезоруживающей улыбкой. Перед постом ГИБДД  лучше не нервничать, не прибавлять скорость и без необходимости не тормозить. Старайтесь смотреть не на инспектора, а вперед на дорогу со спокойно-безразличным выражением лица. Инспектора чаще останавливают тех, кто явно волнуется при виде формы сотрудника ГИБДД.

      Если дорожная ситуация сложилась таким образом, что вы вынуждены были нарушить Правила дорожного движения, то честно и откровенно скажите об этом инспектору. Извинитесь за свой поступок, в 85% случаев вы будете прощены. Как говорят французы: «Понять – значит простить». Вежливо поблагодарите инспектора за понимание и прощение.

      Если же,  наоборот, вы Правил не нарушали, а сотрудник ГИБДД  к вам придирается, посмотрите внимательно на его личность. Имеет ли он специальный нагрудный знак? Представился ли он вам, приложив руку к головному убору? Назвал ли четко свою фамилию, звание,   должность, причину остановки и суть предполагаемого нарушения, как этого требует приказ Министра внутренних дел № 329?

       В случае конфликта спокойно, не спеша запишите в записную книжку номер нагрудного знака, спишите с удостоверения инспектора ФИО, звание, должность и подразделение ГИБДД, в котором он служит. При этом также спокойно, в тактичной форме предупредите инспектора о том, что его незаконные действия будут обжалованы в вышестоящих инстанциях.

      В любом случае, при встрече с инспектором не нужно его бояться – он может оказаться приятным в общении человеком. Не следует перед ним унижаться, заискивать – многие инспектора этого не любят. Тяжелый труд дорожных автоинспекторов нужно просто уважать. При этом учитывать, что наиболее опытные из них – хорошие психологи: они сразу определяют, что за «птица» предстает перед ними. И свое отношение к человеку за рулем часто строят, исходя из «имиджа» и манеры поведения этого человека.

      Зная все это, самодостаточные, уверенные в себе, подготовленные в правовом и культурном отношении водители чаще других избегают наказания и встречи с ГИБДД не доставляют им, как правило, особых хлопот.

 

                                КУЛЬТУРА   ПОВЕДЕНИЯ   В   ПРОБКАХ

      Темпы автомобилизации  значительно обгоняют темпы дорожного строительства. Резко увеличилась нагрузка на автомобильные дороги, в результате чего создаются серьезные транспортные проблемы, связанные с пробками и заторами на дорогах.

      Как бороться с пробками? Да никак. Оставаться оптимистом и понимать, что пробки имеют только одно достоинство – они учат подавлять бессильную злость, приучают не нервничать и заставляют думать, что большинство неотложных дел можно бы было отложить, а маршрут поездки вовремя изменить. Нужно приучить себя не нервничать, не переживать, думать о делах, читать. В машине для этого нужно держать книгу, журнал, газету, а также запас непортящихся продуктов и минеральную воду.

       В идеале, чтобы не страдать от пробок, хорошо бы лучше планировать время поездок, а также знать несколько альтернативных вариантов проезда к нужным нам объектам поездки. Переулки, параллельные улицы могут быть свободными при пробках на основных магистралях.

В целом, к пробкам нужно относиться спокойно, уравновешенно, как к явлению теперь обычному и долговременному, как к необходимому атрибуту цивилизованного мира.

      В заключение хочется в обязательном порядке внести обращение к молодежи знаменитого русского педагога В.А. Сухомлинского:

«Вы живете среди людей.  Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

 

 

Начальник Учреждения                                               ___подписано____А.Н.Навошин

 

«07»февраля 2014 года